Получение детьми с ограниченными возможностями здоровья и детьми-инвалидами образования является одним из основных и неотъемлемых условий их успешной социализации, обеспечения их полноценного участия в жизни общества, эффективной самореализации в различных видах профессиональной и социальной деятельности. В связи с этим обеспечение реализации права детей с ограниченными возможностями здоровья на образование рассматривается как одна из важнейших задач государственной политики не только в области образования, но и в области демографического и социально-экономического развития Российской Федерации.
Инвалидность ребенка не должна становиться препятствием для того, чтобы он учился, отдыхал, дружил, помогал другим и просто радовался жизни. Чем больше мы будем знать о детях, чьи возможности ограничены, тем лучше мы сможем их понимать, окружать своей заботой.
МАТЕРИАЛЬНО – ТЕХНИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ МБОУ «ЖЕРДЕВСКАЯ СОШ», В ТОМ ЧИСЛЕ ДЛЯ ОБУЧЕНИЯ ИНВАЛИДОВ И ЛИЦ С ОГРАНИЧЕННЫМИ ВОЗМОЖНОСТЯМИ ЗДОРОВЬЯ
Наличие в МБОУ «Жердевская СОШ» оборудованных учебных кабинетов, объектов для проведения практических занятий, библиотек, объектов спорта, средств обучения и воспитания, приспособленных для использования инвалидами и лицами с ограниченными возможностями здоровья
Имеется сенсорная комната. В каждом кабинете оборудовано по одному месту для инвалидов. Ученические места для учащихся с нарушением слуха и зрения оборудованы дополнительным местным освещением. В библиотеке часть стойки – барьера выдачи книг устроена высотой не более 0,65 м. В актовом зале предусмотрены в первом ряду места для инвалидов – колясочников.
Обеспечение доступа в здания МБОУ «Жердевская СОШ» инвалидов и лиц с ограниченными возможностями здоровья
Подъем на площадку крыльца оборудован пандусом. Лестницы крыльца оборудованы поручнями. Крайние ступени лестницы при входе в школу для ориентации ребенка покрашены в контрастный желтый цвет. Дверные проемы в здания и помещения, которыми могут пользоваться инвалиды, расширены до 0,9 м. Вдоль коридоров 1 этажа есть поручни по всему периметру, желтой краской обозначено направление движения. Таблички на классных кабинетах оформлены крупным шрифтом контрастных цветов. На путях движения размещены направляющие символы. На полу зоны риска выделены ярким цветом.
— оборудованы кабинеты, объекты для проведения практических занятий, в том числе приспособленных для использования инвалидами и лицами с ограниченными возможностями;
— созданы условия охраны здоровья обучающихся, в том числе инвалидов и лиц с ограниченными возможностями здоровья (крайние ступени лестницы в здании, на полу зоны риска, двери раздевалки на первом этаже для ориентации покрашены в контрастный жёлтый цвет; вдоль коридора на первом этаже есть поручни по всему периметру; жёлтой краской обозначены направления движения; на этажах и лестнице пути движения обозначены направляющими символами);
— наличие кабинета психологической разгрузки, в том числе оборудованной для инвалидов и лиц с ограниченными возможностями здоровья;
— наличие туалетной комнаты в здании, в том числе приспособленной для инвалидов и лиц с ограниченными возможностями здоровья (оборудован специальными приспособлениями школьный туалет для инвалидов и лиц с ограниченными возможностями здоровья с нарушением опорно – двигательного аппарата);
— созданы оптимальные условия питания обучающихся, в том числе для инвалидов и лиц с ограниченными возможностями здоровья;
— доступ к информационным системам, в том числе приспособленных для инвалидов и лиц с ограниченными возможностями здоровья;
— электронные образовательные ресурсы, к которым обеспечивается доступ обучающихся, в том числе инвалидов и лиц с ограниченными возможностями здоровья.
Условия питания инвалидов и лиц с ограниченными возможностями здоровья
Вход в школьную столовую оборудован пандусом. Имеют места приема пищи для детей-инвалидов.
Условия охраны здоровья инвалидов и лиц с ограниченными возможностями здоровья
Имеется пандус – платформа складная, сиденье для унитаза. Оборудован школьный туалет для инвалидов с нарушением опорно–двигательного аппарата.
Наличие специальных технических средств обучения коллективного и индивидуального пользования для инвалидов и лиц с ограниченными возможностями здоровья
Имеется один аппаратно – программный комплекс для детей с ДЦП, один аппаратно – программный комплекс для слабовидящих детей, один аппаратно – программный комплекс для слабослышащих детей, одна система звукового поля на класс.
Федеральный государственный образовательный стандарт
с ОВЗ и с умственной отсталостью (ФГОС ОВЗ)
Федеральный уровень
- Приказ Минобрнауки от 29 августа 2013 г. N 1008 «Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным общеобразовательным программам»
- Приказ Министерства образования и науки РФ от 30 августа 2013 г. N 1015 «Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по основным общеобразовательным программам — образовательным программам начального общего, основного общего и среднего общего образования»
- Приказ Министерства образования и науки РФ от 2 сентября 2013 г. N 1035 О ПРИЗНАНИИ НЕ ДЕЙСТВУЮЩИМ НА ТЕРРИТОРИИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ ПИСЬМА МИНИСТЕРСТВА ПРОСВЕЩЕНИЯ СССР ОТ 5 МАЯ 1978 Г. N 28-М «ОБ УЛУЧШЕНИИ ОРГАНИЗАЦИИ ИНДИВИДУАЛЬНОГО ОБУЧЕНИЯ БОЛЬНЫХ ДЕТЕЙ НА ДОМУ» И УТРАТИВШИМ СИЛУ ПИСЬМА МИНИСТЕРСТВА НАРОДНОГО ОБРАЗОВАНИЯ РСФСР ОТ 14 НОЯБРЯ 1988 Г. N 17-253-6 «ОБ ИНДИВИДУАЛЬНОМ ОБУЧЕНИИ БОЛЬНЫХ ДЕТЕЙ НА ДОМУ»
- Федеральный закон от 24 июля 1998 года № 124-ФЗ «Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации»
- Приказ Минобрнауки России от 09.11.2015 N 1309 «Об утверждении Порядка беспечения условий доступности для инвалидов объектов и предоставляемых услуг в сфере образования, а также оказания им при этом необходимой помощи» (Зарегистрировано в Минюсте России 08.12.2015 N 40000)
- Приказ Минобрнауки России от 19.12.2014 N 1598 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования обучающихся с ограниченными возможностями здоровья» (Зарегистрировано в Минюсте России 03.02.2015 N 35847)
- Приказ Минобрнауки России от 19.12.2014 N 1599 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями)» (Зарегистрировано в Минюсте России 03.02.2015 N 35850)
- Письмо Минобрнауки России от 02.02.2016 N ВК-163/07 «О направлении методических рекомендаций» (вместе с «Методическими рекомендациями по подготовке и организации профессионального ориентирования обучающихся с инвалидностью и ОВЗ в инклюзивных школах»
- «Национальная образовательная инициатива «Наша новая школа» (утв. Президентом РФ 04.02.2010 N Пр-271
- Федеральный закон от 29.12.2012 N 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»)
- Приказ Минобрнауки России от 22.01.2014 N 32 «Об утверждении Порядка приема граждан на обучение по образовательным программам начального общего, основного общего и среднего общего образования» (Зарегистрировано в Минюсте России 02.04.2014 N 31800)
- Письмо Минобрнауки России от 13.11.2015 N 07-3735 «О направлении методических рекомендаций» (вместе с «Методическими рекомендациями «Выявление и распространение наиболее эффективных практик образования детей с ограниченными возможностями здоровья»)
- МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ. ПРИКАЗ от 20 сентября 2013 года № 1082 ОБ УТВЕРЖДЕНИИ ПОЛОЖЕНИЯ О ПСИХОЛОГО-МЕДИКО-ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ КОМИССИИ
- Приказ министерства труда и социальной защиты Российской Федерации от 13 июня 2017 г. № 486 н «Об утверждении Порядка разработки и реализации индивидуальной программы реабилитации или абилитации инвалида, индивидуальной программы реабилитации или абилитации ребенка-инвалида, выдаваемых федеральными государственными учреждениями медико-социальной экспертизы, и их форм»
- Письмо Минобрнауки России от 12.02.2016 N ВК-270/07 «Об обеспечении условий доступности для инвалидов объектов и услуг в сфере образования» (вместе с «Разъяснениями по вопросам исполнения приказов Министерства образования и науки Российской Федерации от 9 ноября 2015 г. N 1309 «Об утверждении Порядка обеспечения условий доступности для инвалидов объектов и предоставляемых услуг в сфере образования, а также оказания им при этом необходимой помощи» и от 2 декабря 2015 г. N 1399 «Об утверждении Плана мероприятий («дорожной карты») Министерства образования и науки Российской Федерации по повышению значений показателей доступности для инвалидов объектов и предоставляемых на них услуг в сфере образования»)
- Приказ Минобрнауки России от 09.01.2014 N 2 «Об утверждении Порядка применения организациями, осуществляющими образовательную деятельность, электронного обучения, дистанционных образовательных технологий при реализации образовательных программ» (Зарегистрировано в Минюсте России 04.04.2014 N 31823)
- Постановление Главного государственного санитарного врача РФ от 10.07.2015 N 26 «Об утверждении СанПиН 2.4.2.3286-15 «Санитарно-эпидемиологические требования к условиям и организации обучения и воспитания в организациях, осуществляющих образовательную деятельность по адаптированным основным общеобразовательным программам для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья» (вместе с «СанПиН 2.4.2.3286-15. Санитарно-эпидемиологические правила и нормативы…») (Зарегистрировано в Минюсте России 14.08.2015 N 38528)
- ФЕДЕРАЛЬНЫЙ ПЕРЕЧЕНЬ УЧЕБНИКОВ, рекомендуемых к использованию при реализации имеющих государственную аккредитацию образовательных программ начального общего, основного общего, среднего общего образования
- Письмо Министерства образования и науки РФ от 13 января 2016 г. № ВК-15/07 “О направлении Методических рекомендаций”
- Письмо Минобрнауки России от 11.08.2016 № ВК-1788/07 «Об организации образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями)»
- Письмо Минобрнауки России от 31.08.2015 N ВК-2101/07 «О порядке организации получения образования обучающимися, нуждающимися в длительном лечении» (вместе с «Разъяснениями по вопросу о порядке организации получения образования обучающимися, нуждающимися в длительном лечении»)
- Письмо Министерства образования и науки РФ от 13 ноября 2014 г. N ВК-2422/07 «О сохранении сети отдельных организаций, осуществляющих образовательную деятельность по адаптированным основным общеобразовательным программам»
- Письмо Минобрнауки России от 11.03.2016 N ВК-452/07 «О введении ФГОС ОВЗ» (вместе с «Методическими рекомендациями по вопросам внедрения федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования обучающихся с ограниченными возможностями здоровья и федерального государственного образовательного стандарта образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями)»)
- Письмо Минобрнауки России от 29.03.2016 N ВК-641/09 «О направлении методических рекомендаций» (вместе с «Методическими рекомендациями по реализации адаптированных дополнительных общеобразовательных программ, способствующих социально-психологической реабилитации, профессиональному самоопределению детей с ограниченными возможностями здоровья, включая детей-инвалидов, с учетом их особых образовательных потребностей») Региональный уровень
- Приказ от 10.01.2017 № 17 «О внесении изменений в приказ управления образования и науки области от 07.05.2014 № 1301 «Об утверждении Порядка работы Центральной психолого-медико-педагогической комиссии Тамбовской области»»
- Постановление администрации Тамбовской области от 9 ноября 2016 г. N 1301 «Об утверждении Межведомственного комплексного плана мероприятий по обеспечению доступности профессионального образования для инвалидов и лиц с ограниченными возможностями здоровья на 2016 — 2018 годы»
- Постановление администрации Тамбовской области от 26 сентября 2016 г. N 1109 «Об утверждении Межведомственного комплексного плана по вопросам организации инклюзивного дошкольного и общего образования и создания специальных условий для получения образования детьми — инвалидами и детьми с ограниченными возможностями здоровья на 2016 — 2017 годы»
- Приказ от № «Об утверждении регионального плана мероприятий по реализации Концепции развития ранней помощи в Российской Федерации и Межведомственного плана по формированию эффективной системы комплексной реабилитации детей-инвалидов на период до 2020 года»
- Приказ от 09.09.2016 г. № 2526 «О Совете управления образования и науки Тамбовской области по вопросам образования лиц с ограниченными возможностями здоровья и инвалидностью»
- Приказ от 15.07.2016 г. № 2066 «Об утверждении Порядка взаимодействия управления образования и науки области с органами местного самоуправления, осуществляющими управление в сфере образования, и областными государственными образовательными организациями по исполнению мероприятий индивидуальной программы реабилитации или абилитации ребенка–инвалида в части психолого-педагогической реабилитации или абилитации ребенка — инвалида»
- Приказ от 01.06.2015 г. № 1750 от «О введении ФГОС НОО обучающихся с ОВЗ и ФГОС образования обучающихся с умственной отсталостью» в ОО, расположенных на территории области»
- Приказ от 30.03.2015 № 871 «О реализации в 2015 году мероприятий по формированию в области сети базовых общеобразовательных организаций, в которых созданы условия для инклюзивного образования детей-инвалидов, в рамках реализации государственной программы Российской Федерации «Доступная среда» на 2011-2015 годы»
- Приказ от 07.05.2014 № 1304 «Об утверждении Порядка организации предоставления психолого-педагогической, медицинской и социальной помощи обучающимся, испытывающим трудности в освоении основных общеобразовательных программ, своем развитии и социальной адаптации»
- Постановление администрации Тамбовской области от 21 февраля 2014 г. N 196 «Об утверждении Порядка регламентации и оформления отношений государственной и муниципальной общеобразовательной организации»
- Закон Тамбовской области от 1 октября 2013 г. N 321-З «Об образовании в Тамбовской области» (принят Тамбовской областной Думой 27 сентября 2013 г.). С изменениями и дополнениями от 29 декабря 2014 г.
- Постановление Администрации Тамбовской области от 20.09.2013 № 1050 «Об обеспечении обучающихся с ограниченными возможностями здоровья специальными учебниками, учебными пособиями, иной учебной литературой, услугами сурдопереводчиков и тифлосурдопереводчиков»
Муниципальный уровень
- Постановление администрации Жердевского района № 143 от 05.04.2016г.
- Постановление администрации Жердевского района № 711 от 08.12.2015г.
Школьный уровень
Организационно-методическое обеспечение
- Паспорт доступности объекта социальной инфраструктуры (ОСИ)
- Паспорт доступности объекта социальной инфраструктуры (ОСИ) (г. Жердевка, ул. Нагорная, д. 72)
- АКТ обследования объекта социальной инфраструктуры к Паспорту доступности (ОСИ) (г. Жердевка, ул. Нагорная, д. 72)
- Паспорт доступности объекта социальной инфраструктуры (ОСИ) (г. Жердевка, ул. Интернациональная, д. 8)
- Паспорт доступности объекта социальной инфраструктуры (ОСИ) (г. Жердевка, ул. Чкалова, д. 19А)
- Паспорт доступности объекта социальной инфраструктуры (ОСИ) (г. Жердевка, ул. Тухачевского, д. 5)
- Положение об индивидуальной образовательной программе для детей с ограниченными возможностями здоровья и детей инвалидов
- Порядок реализации индивидуальной программы реабилитации или абилитации ребенка-инвалида (ИПРА) по психолого-педагогической реабилитации или абилитации
- Положение о разработке и реализации специальной индивидуальной программы развития (СИПР) для детей с тяжелыми множественными нарушениями в развитиии (ТМНР) в рамках введения ФГОС ОВЗ
- Положение об оказании логопедической помощи
- Положение о разработке и реализации специальной индивидуальной программы развития (СИПР) обучающегося
- Положение «О взаимодействии с родительской общественностью образовательной организации в части внедрения ФГОС НОО ОВЗ и ФГОС О у/о»
- Положение О рабочих программах отдельных учебных предметов, коррекционных курсов, программах внеурочной деятельности в связи с внедрением ФГОС НОО ОВЗ и ФГОС О у/о»
- Положение «Об информационно-методическом сопровождении внедрения Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования для детей с ограниченными возможностями здоровья»
- Положение о промежуточной и итоговой аттестации, системе оценивания учебных достижений, индивидуальном учете результатов освоения адаптированных образовательных программ по предметам обучающимися с ограниченными возможностями здоровья (интеллектуальными нарушениями)
- Положение об интегрированных классах
- Положение о психолого – педагогическом консилиуме
- Положение о системе оценки достижений возможных (планируемых) результатов освоения адаптированной основной общеобразовательной программы (в том числе СИПР) обучающихся с умеренной, выраженной умственной отсталостью или тяжелыми и множественными нарушениями в развитии по варианту 2 ФГОС образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями)
- Положение о службе психолого-педагогического и медико-социального сопровождения
- ПЛАН МЕРОПРИЯТИЙ («Дорожная карта») по повышению значений показателей доступности для инвалидов и лиц с ограниченными возможностями здоровья объектов и услуг на 2016-2030 годы
- Договор между образовательной организацией и родителями (законными представителями) ребенка с ОВЗ
- ДОЛЖНОСТНЫЕ ИНСТРУКЦИИ (заместителя директора по учебно-воспитательной работе, курирующего деятельность по введению ФГОС ОВЗ, учителя начальных классов, работающего по ФГОС ОВЗ, учителя-предметника (физической культуры, музыки, изобразительного искусства, английского языка), работающего по ФГОС НОО ОВЗ, педагога-психолога, работающего по ФГОС ОВЗ, социального педагога, работающего по ФГОС ОВЗ, учителя-логопеда, работающего по ФГОС ОВЗ)
- План методической работы в МБОУ «Жердевская СОШ»
- Адаптированная основная образовательная программа начального общего образования для обучающихся с задержкой психического развития (вариант 7.2) (УМК Школа России) (2018 – 2022 г.г)
- Адаптированная основная образовательная программа начального общего образования для обучающихся с тяжелыми нарушениями речи (вариант 5.1) (2017 – 2021 г.г.)
- АДАПТИРОВАННАЯ ОСНОВНАЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ПРОГРАММА ОБРАЗОВАНИЯ ОБУЧАЮЩИХСЯ С ЛЕГКОЙ УМСТВЕННОЙ ОТСТАЛОСТЬЮ (ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНЫМИ НАРУШЕНИЯМИ) (ВАРИАНТ 1) (на 2018 – 2022 г.)
- Адаптированная основная общеобразовательная программа образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) (вариант 2) (2018 – 2022 учебный год)
- АДАПТИРОВАННАЯ ОСНОВНАЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ПРОГРАММА НАЧАЛЬНОГО ОБЩЕГО ОБРАЗОВАНИЯ СЛАБОСЛЫШАЩИХ И ПОЗДНООГЛОХШИХ ОБУЧАЮЩИХСЯ (ВАРИАНТ 2.2.) (2020 – 2025 г.)
Учебные планы
Рабочие программы
- Рабочие учебные программы по предметам: «Русский язык», «Чтение», «Речевая практика», «Математика», «Мир природы и человека», «Изобразительное искусство», «Ручной труд», «Физическая культура», «Музыка» для обучающихся 2 класса с УО на 2020-2021 уч. год
- Рабочие учебные программы по предметам: «Русский язык», «Литературное чтение», «Математика», «Окружающий мир», «Изобразительное искусство», «Технология», «ОРКСЭ», «Родная литература», Родной язык», «Музыка», «Физкультура» для обучающихся с ЗПР 4 класса на 2020-2021 уч. год
- Рабочие учебные программы по предметам: «Чтение», «Биология», «Информатика», «История», «Физкультура», «Основы социальной жизни», «ИЗО», «Математика», «Музыка», «География», «Русский язык» для обучающихся с УО 7 классов на 2020-2021 уч. год
Результаты фотофиксации на объекте социальной инфраструктуры